«Серебряная стрела»: удивительный югославский поезд 1963 года
Вот он, удивительный поезд, который мог бы стать знаменем прогресса Восточной Европы, но был незаслуженно забыт.
Строили этот поезд в железнодорожных мастерских Загреба в широкой кооперации с другими предприятиями социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие «Раде Кончар».
Непременным условием тех, кто давал предприятиям задание на разработку, было то, чтобы поезд был изготовлен полностью из отечественных, югославских деталей. Допускалось применение только 2% импорта. Кто именно настоял именно на двух процентах импорта, неизвестно, но вполне вероятно, что это был сам маршал Тито. Не хотел маршал ни от кого зависеть — ни от западников, ни от советских или восточноевропейских товарищей.
Поезд был дизель-электрическим и состоял из четырёх вагонов — два моторных и два прицепных. Дизели и генераторы располагались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сначала 735, а затем и 800 л.с.
Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость — 120 километров в час.
Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый алюминиевый состав. Он был выставлен на международной ярмарке в Загребе в том же 1963 году. На снимке ниже запечатлён как раз этот самый момент: посетители ярмарки осматривают необычный экспонат.
Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.
Пассажиры сидели лицом друг к другу. Чтобы они друг у друга в ногах не путались, поезд сделали довольно просторным — расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.
В одном из вагонов был буфетный отсек.