Как в СССР среагировали на сбитый американцами самолет
В ходе Холодной войны между варварским Западом и Россией/СССР были сбиты десятки самолетов (не считая, разумеется, потерь в локальных войнах, типа Корейской и т.п.) — огнем с земли и в воздухе.
Большинство, само собой — западных/американских — именно их воздушные шпионы регулярно нагло вторгались на нашу территорию.Но есть один двойной инцидент, к-рый представляет интерес в связи с преднамеренным уничтожением турками нашего Су-24:
27 июля 1953 года над Маньчжурией был сбит наш пассажирский Ил-12 (21 погибший, мемориал во Владивостоке на фото вверху), а 29-го над Японским морем — американский разведчик RB-50G (16 погибших)
27 июля из Порт-Артура во Владивосток вылетел Ил-12 593-го отап ТОФ, на борту — 15 пассажиров и 6 членов экипажа. Через 2,5 часа после вылета он был сбит американским истребителем F-86 (пилот — Р.Парр, фото ниже) 335-й аэ 4-го акр в 170 км от китайско-корейской границы.
Причем перед атакой пара «Сейбров» облетела Ил!
Вот он, убийца наших соотечественников (дослужился до полковника, помер в 88 лет):
Напомню, что именно 27 июля, к этому времени уже было подписано перемирие в Корейской войне, но в силу оно еще не вступило и утром больше 300 самолетов ВВС США вторглись в сев-вост. Китай (Маньчжурию)...
Вероятно это была демонстрация силы, есть версия, что часть истребителей «подкарауливала» наше нач-во, к-рое должно было возвращаться после парт. конференции в Порт-Артуре (а там был и марш. Р.Малиновский!) — и это при том, что СССР, официально, не был воюющей стороной в конфликте! Но наиболее вероятно, что Р.Парру хотелось напоследок «округлить» свой счет — до 10 сбитых самолетов (заявленных, разумеется) и стать «дважды асом»...
Американцы потом пытались доказать, что Ил-12 был сбит над Кореей, но несоответствие было уж слишком велико! Парра даже допрашивали (он позже назвал сбитый пассажирский самолет «паршивым»), но, естественно, ничего не сделали...
СССР потребовал от США компенсацию: в 7.445.800 рублей, или в 1.861.450 долларов США. Эта сумма, помимо стоимости самолета в 961 тыс. рублей, включала: единовременные пособия семьям погибших и членов экипажа самолета — 420 тыс. рублей; пенсии несовершеннолетним детям и престарелым родителям погибших — 5.670.000 рублей; расходы, связанные с похоронами и перевозкой останков погибших, — 315 тыс. рублей; возмещение стоимости личного имущества погибших — 84 тыс. рублей.
Но еще ДО этого разбирательства произошло следующее:
29 июля в наше воздушное пространство над Японским морем, в р-не Владивостока вторгся самолет-разведчик RB-50G 343-й аэ 55-го акр ВВС США
Он был заблаговременно обнаружен РЛС ТОФ и на перехват подняли пару МиГ-15бис 88-го гиап (А.Рыбаков — ведущий и Р.Яблоновский). Летчики обнаружили нарушителя, доложили о нем на КП, стали сближаться для того, чтобы визуально дать указание покинуть воздушное пространство СССР. А «американец» открыл огонь — и дважды попал в самолет Рыбакова! Нашим ничего не оставалось как сбить агрессора...
Причем американцам удалось спасти 2-го пилота Дж.Роше — так вот он утверждал, что это наши первыми открыли огонь. Кроме него из упавшего и тонущего самолета (в 14 км от о-ва Аскольд) удалось выбраться живыми еще 6 человек, но их не нашли — хотя американские эсминцы абсолютно беспардонно остановили и обыскали (!) наш рыболовный траулер.
Немаловажно — в то время мы серьезно отставали от США по арсеналам ЯО и фактически не имели средств его доставки на американский континент.